Warning: Creating default object from empty value in /var/www/stobite1/old.stsobitel.ru/plugins/system/J2top.php on line 87
Официальный сайт Обители Милосердия ::: ДУХОВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
gototopgototop

ДУХОВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

 

Семинар    

     6 апреля 2006 года в Православной гимназии им. св. прп. Сергия Радонежского Свято-Троицкой Обители Милосердия побывали участники областного семинара «Развитие системы обеспечения качества социальных услуг по воспитанию и дополнительному образованию детей»    

     Православная гимназия создана в 1992 году. Образовательный процесс и формирование общей культуры учащихся в гимназии строится на основе христианского воспитания. Православная гимназия призвана воспитывать учащихся в духе лучших российских традиций, Православия, патриотизма и любви к Отечеству. Содержание образования в Православной гимназии определяется статусом общеобразовательной школы и единым стандартом образования для всех школ России. В Гимназии осуществляется раздельное обучение: мальчики занимаются в первую смену, девочки - во вторую.

    

    Конкурентное преимущество Православной гимназии заключается в формировании культуры учащихся в соответствии с учением и традициями Русской Православной Церкви. Необходимое звено в воспитании многогранной личности гимназистов - это дополнительное образование.

Вопросов у участников
семинара было много

     Оно ведет к приобщению детей к красоте, развивает способность воспринимать незамутненный образ мира и человека как Божьего творения, направляет творческие силы к созиданию красоты. В Православной гимназии дети изучают специальные курсы и дисциплины дополнительного образования: Закон Божий, церковнославянский язык, Историю, Церкви, Церковную этику.

    На занятиях в дошкольном классе педагог Ольга Ивановна Гришина учит через художественное творчество чувствовать цвет, обогащает эмоциональную сферу ребенка, развивает мелкую моторику. Дети пробуют изобрести что-то свое, почувствовать успех и удовольствие от собственной деятельности. Овладение элементарными навыками хорового и церковного пения осуществляется постепенно, с учетом возможностей и способностей детей. Приобщение их к культуре такого пения способствует не только музыкальному образованию и эстетическому развитию, но и духовно-нравственному воспитанию. Более 10 лет под руководством заслуженного работника культуры РФ Лидии Ивановны Заикиной в Православной гимназии действует хор, выступления которого прославили Гимназию в России и за рубежом. Изучению музыкальной культуры способствует работа кружка игры на гитаре под руководством Елены Александровны Тецковой.
     В области художественного творчества и развития эстетической культуры учащихся помогает кружок живописи и резьбы по дереву, которым руководит Анатолий Владимирович Ратиев, учитель первой категории. Постоянно действующая и периодически обновляемая выставка детских работ показывает накопленные ребятами знания и умение. Татьяна Ивановна Кравцова - руководитель кружка вышивания от центра внешкольной работы на базе Православной гимназии проводит с девочками занятия по вышиванию. Сохранить самобытность и народные традиции помогает работа танцевального кружка под руководством Ирины Викторовны Маняхиной.

     Важное значение для воспитания детей имеет и сама атмосфера, интерьер Гимназии. В холлах и коридорах на красочных стендах представлена история Церкви и всей Христианской цивилизации. Перед глазами детей оживают события Ветхого и Нового Завета, истории Российского государства и нашей Малой Родины - Оренбуржья.

     Ученики Православной гимназии совершают миссионерские поездки с концертами, в частности, неоднократно посещали воспитательную колонию для несовершеннолетних в Бузулуке. Воскресная школа в своей работе невольно следует общеобразовательной. Учащиеся воскресной школы стараются активно участвовать в церковной жизни. Занятия в воскресной школе не ограничиваются уроками. Дети посещают богослужения, совершают паломнические поездки.

     Таким образом, дополнительное образование формирует у ребенка самосознание, ощущение ценности собственной личности, здесь ребенок может избавиться от привычки действовать по подсказке. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в темпе и объеме, соответствующих его индивидуальным способностям.

     Участники семинара совершили обзорную экскурсию по Обители, посмотрели презентационный фильм о дополнительном образовании в Православной гимназии и небольшой концерт, в котором выступил хор Гимназии, гусляр Денис Стремский, ансамбль гитаристов и танцевальная группа девочек. Всем участникам семинара были розданы журналы, издающиеся Свято-Троицкой Обителью Милосердия - «Православный Духовный Вестник». Затем проректор Гимназии по учебно-воспитательной работе Татьяна Васильевна Игнатьева ответила на вопросы участников семинара.

*     *     *

 Благовест зовет    

   
В. Петровский, мастер колокольного звона г. Архангельск
   
   
     Русские Православные уставные звоны
     Колокольный звон на Руси всегда был неотъемлемой частью жизни православного человека. С колоколом он рождался, жил, трудился, молился, колокол и провожал христианина в последний его земной путь. Колокол верно служил человеку в его повседневных трудах: предупреждал о нашествии врага и ненастий природы, отмерял время, призывал к молитве и покаянию. Церковный устав колокольного звона определяет своевременное звучание колоколов. Пришли колокола на Русь с Запада, первое упоминание о колоколах на Руси содержится в 3-й Новгородской летописи и датируется 1066 годом. В XI-XII вв., когда колокола стали активно распространяться по Русской земле, они снискали большую любовь и уважение у народа и священства.
    История сегодня не может сказать нам, где появились первые колокола, но существует красивая легенда, в которой повествуется о возможном рождении первого колокола. В IV-V вв. в Италии жил св. Павлин, епископ Ноланский (431 г.), прозванный Милостивый за его любовь к Богу и своей пастве, за доброту и бескорыстие. По одному из сказаний св. Павлин как-то во сне увидел полевые цветы - колокольчики, которые издают приятные звуки. После своего сна епископ повелел литейщику отлить подобные полевым цветкам колокола. А римская провинция, в которой были отлиты первые медные колокола, именовалась Кампанией, поэтому на церковном языке колокола называются «Кампанами». «И звучат кампаны, разнося свой звон по всей Русской земле, очищая все вокруг: и воздух, и леса, и реки, и души человеческие».

«Благовест» зовет верующих на Богослужение.

«Встречный» звонится при встрече Святейшего Патриарха, Владык, а также почетных гостей Православной Церкви.

«Будничный звон» звонится до и после будничных, непраздничных богослужений. Звон по характеру спокойный и торжественный.

«Погребальный перезвон»
- это медленный перебор колоколов от самого маленького до самого большого, по одному удару. Он символизирует жизнь человека, прожитую на земле, от младенчества до зрелого возраста. Затем следует общий удар во все колокола одновременно - это грань между жизнью земной и небесной. Окончание звона - краткий радостный трезвон - символ надежд на то, что усопший удостоится Царствия Небесного и наша общая надежда на Великое Воскресение. Также, именно сейчас, мы могли бы назвать этот звон звоном «Памяти», во время которого вспоминаем своих близких и родных, тех, кого уже никогда не будет с нами рядом в живых, но жива наша память о них.

«Водосвятный перезвон» или «Звон на Крестный ход». Звонят по семь ударов в каждый колокол - от самого большого до самого маленького. Число «семь» в Православии означает Полноту Силы и Славы Господа, звонятся эти звоны при выходе Крестного хода на Иордань в великий праздник Крещения Господня, или Богоявления.

«Малиновый» - звон Пасхальной седмицы - радостный, веселый и даже плясовой.

«Праздничный-Торжественный трезвон» - в нем звучит радость торжества добра и веры Православной.

Русские Православные звоны отличаются от звонов других конфессий. В наших звонах, в отличие от Европейских, нет мелодических и гармонических основ. Самое главное в Православном звоне - это ритм и характер, а так же красота и мощь звучания русских колоколов. Самые благозвучные и большие колокола - это колокола России. «Царь-Колокол» Московского Кремля - 202 тонны, не звонил никогда. Ныне действующие колокола: «Царь-Колокол» в Троице-Сергиевой лавре - 72 тонны. «Успенский» колокол на колокольне Ивана Великого в Московском Кремле - 64 тонны, там же есть колокол «Реут» - 34 тонны. Колокол «Сысой» - 32 тонны установлен на Успенской звоннице Ростова Великого. Прекрасны колокола Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, г. Санкт-Петербурга и многих других русских церквей и храмов.

Овладеть в достойной мере искусством колокольного звона - дело очень долгое и трудное. На Руси никогда не было централизованной школы звонарей, и искусство колокольного звона передавалось «из рук в руки». Сейчас возрождается добрая Церковная традиция: в первую Пасхальную седмицу разрешалось подняться на колокольню всем, от мала до велика. Звонили целодневные звоны, такая неделя называлась «Звонильной». Маститые звонари в это время стояли в стороне и слушали этот многоликий перезвон, подмечая интересные ритмические фигурки, а также выбирали себе учеников из молодых способных ребят. В это время и мастера звона колокольного демонстрировали свое мастерство, искусство владения колоколами.

Колокола в умелых руках мастера переносят нас в далекую историю России и вновь возвращают к сегодняшнему трудному, но прекрасному времени. Так пусть же всегда, не только на колокольнях и звонницах звучат праздничные перезвоны, но и в наших сердцах и душах льется благостный, малиновый звон.

(От редакции: читателей, более подробно интересующихся точными названиями, назначениями и способами колокольных звонов мы отсылаем к соответствующим главам «Закона Божиего».)

 
Православный календарь