В праздник Преображения Господня
19 августа, в день праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в Свято-Троицком соборе Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия состоялась Божественная литургия, которую совершил благочинный Обители протоиерей Александр Михайлов.
Ему сослужили священнослужители прихода: иереи Николай Клигун и Владислав Наумкин, диакон Виктор Довмат. Митрофорный протоиерей Григорий Петренко исповедовал прихожан. Песнопения Божественной литургии исполнял хор Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия (регент – Галина Олейник).
В начале проповеди, перед тем как непосредственно коснуться события Преображения Господня, отец Александр напомнил верующим, что Евангелие необходимо читать с толкованием, в противном случае может получиться бестолковое чтение. «Потому что, читая, – пояснил батюшка, – мы опираемся на свои домыслы: на то, что нам кажется, что видится, и все это лишает нас той божественной радости и той сладости, которые даются в Духе Святом при правильном чтении Священного Писания с толкованием».
Так что же все-таки произошло там, на горе Фавор? Евангелия повествуют об этом так: Господь взял троих ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна и взошел вместе с ними на гору помолиться. Во время молитвы Он преобразился пред ними: лицо Его просияло как солнце, одежды же сделались белыми как свет. С небес был слышен глас Божий, и облако светлое покрыло их. При этом явились два ветхозаветных пророка, Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом.
«Все это чудесное событие, – сказано в толковании Евангелия, – совершилось для вразумления Петра, Иакова и Иоанна, а кроме того для укрепления их веры перед предстоящими испытаниями. Дело в том, что многие из учеников Иисуса считали Своего Учителя одним из воскресших ветхозаветных пророков, то есть только Человеком. Явление же Моисея и Илии, главнейших пророков, в положении служебном к Иисусу, должно было наглядно доказать Его ученикам, что Иисус выше пророков; явление им Самого Иисуса в божественной славе должно было убедить их, что Иисус не может считаться только Человеком; голос же, который они слышали из облака в то время, когда видели Иисуса одного, стоявшим несколько выше их, должен был привести их к непоколебимой вере в то, что Иисус есть Сын Божий, то есть Бого-Человек».
В русской народной традиции праздник Преображения Господня имеет еще одно название – Второй или Яблочный Спас. В этот день верующие приносят в храм плоды нового урожая – яблоки, груши, сливы, виноград с тем, чтобы освятить их. Не пренебрегают этим обычаем и саракташцы. В конце богослужения они, держа в руках корзинки с фруктами, а кто и баночки с медом, прикладывались ко Кресту, а иерей Николай Клигун обильно кропил святой водой как самих верующих, так и выращенные ими плоды.