По святым местам Башкортостана
Ни для кого не секрет, что граничащий с Оренбуржьем Башкортостан на всю страну славится своими богатыми недрами, дремучими лесами, завораживающими горными пейзажами, живописными озерами, реками и речушками, курортами с целебными минеральными источниками, кумысом и медом всевозможных сортов, за которым приезжают даже из-за границы.
Людей же православных он привлекает еще и множеством святых мест, где можно помолиться, попросить помощи и исцеления. Два таких места – Покровский мужской монастырь и источник Табынской иконы Божией Матери – посетили саракташские паломники.
Поездка по святым местам Башкортостана, уже вторая за это лето, состоялась 13 июля. Как и в прошлый раз организовал и возглавил ее клирик Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия иерей Николай Клигун.
Первой остановкой в этом незабываемом путешествии стал Покровский мужской монастырь. Святая обитель, образованная в конце XIX века местными помещиками Дмитрием и Софьей Эннатскими, находится в Федоровском районе, неподалеку от села Дедово. Встречать паломников из соседнего с Башкирией Оренбуржья вышел сам наместник монастыря игумен Николай (Чернышев). Хотя батюшка утверждает, что их игуменьей, также как и в начале XX века, когда монастырь был женским, является преподобная Зосима Эннатская. «Матушка Зосима», – так ласково называет святую батюшка.
Он же поведал гостям монастыря о том, как в возрасте шестидесяти лет уроженка села Сенцовка Оренбургской губернии Евдокия Яковлевна Суханова (так звали преподобную в миру) пришла в Покрово-Эннатский женский монастырь, где и приняла постриг в мантию с именем Евникия.
Житие святой повествует, что она неоднократно пешком ходила в Иерусалим. Во время одного из таких паломничеств, когда она шла по одной из улиц святого города, ее подхватил на руки какой-то огромного роста юродивый, восклицая при этом: «Зосимия, Зосимия, Зосимия! Тебя в схиму будет постригать Андрюша Уфимский, князь Ухтомский!» Когда наступило время всеобщего гонения на Церковь, случилось же это приблизительно в 1919 году, матушка Евникия приняла великую схиму с именем Зосима. Постриг, как и предсказывал юродивый, совершил епископ Уфимский и Мензелиновский Андрей Ухтомский (на Уфимской кафедре был с 22 декабря 1913 года по 1920 год). С принятием схимы она уже до конца своих дней спала в кипарисовом гробу, привезенном ею из Иерусалима. В этом-то гробу втайне от всех ее и перевозили из деревни в деревню местные власти, недовольные тем, что к ней, удостоившейся от Господа дара прозорливости и исцеления, всегда стекалось множество народа. И всем она старалась помочь.
Так старица дважды помогала отошедшему в этом году ко Господу наместнику Свято-Андреевского мужского монастыря (что в селе Андреевка Саракташского района Оренбургской области) схиархимандриту Серафиму (в миру – Михаил Томин). В первый раз, когда Мишенька был совсем маленьким, матушка Зосима исцелила ему ножки, во второй – указала, кто украл у его отца казенного коня, чем спасла главу семьи от тюрьмы, а все семейство от голодной смерти. Она же предсказала Мишеньке и младшему из его братьев монашество.
Усматривая в поведении старицы некие «странности», представители новой власти не оставляли ее в покое, издевались над ней: приставляли к виску пистолет и со словами «Молись, старая ворона, сейчас ты отправишься к Своему Богу» спускали курок. Всякий раз оружие было незаряженным, и матушка Зосима оставалась жива, однако, как говорит наместник монастыря игумен Николай (Чернышев): «Какое человеческое сердце такое выдержит!?»
Вследствие постоянных стрессов у матушки развилась сердечная недостаточность, а потом она и вовсе заболела водянкой. Будучи прозорливой, она заранее знала, когда придет ее смертный час. «Когда родилась, тогда и умру» – частенько говаривала она, а окружающие, слушая ее, недоумевали. Все стало понятно, когда матушка Зосима отошла ко Господу. Это случилось 1 марта 1935 года, в день ее рождения, – сто пятнадцатого по счету. Ныне святые мощи ее пребывают в единственном уцелевшем в годы безбожной власти монастырском строении – Покровском соборе.
Собору насчитывается уже более 110 лет. Сейчас он заново расписан стенописцем Владимиром Никаноровым и его дочерью. Надо сказать, что роспись собора восхитительна. От некоторых настенных изображений просто невозможно отвести взор. Такими, к примеру, являются изображения Господа, скорбно взирающего на Землю с небесных высот или же стучащего в дверь сердца человеческого. А как прекрасна Царица Небесная, стоящая в окружении ангелов с Божественным Младенцем на руках. Это образ Божией Матери «Благодатное небо».
Центральный престол собора освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы, правый предел – в честь всех святых, в земле Уфимской просиявших, левый – в честь святой преподобной Зосимы Эннатской. С молебна перед ракой с мощами преподобной и началось пребывание саракташских паломников в Покровском монастыре.
Помимо собора саракташцы побывали в крестильном храме князя Владимира, венчальном храме княгини Ольги, большом трапезном храме Архангела Михаила. Все они имеют хорошую акустику. Убедиться в этом паломники смогли, услышав как читает здесь молитву «Отче наш» игумен Николай.
На территории Покровского мужского монастыря саракташцы имели возможность видеть надгробный памятник Эннатским – Дмитрию Васильевичу (1840-1886) и Софье Владимировне (1849-1899) – тщанием которых в конце XIX века строилась и обустраивалась обитель. Памятник был чудом найден среди разгромленных руин монастыря и установлен в предположительном месте упокоения местных помещиков и храмоздателей.
Пришло время паломникам отправляться в дальнейший путь. Узнав об этом, отец наместник настоял на том, чтобы перед дальней дорогой его гости немного подкрепились – сухариками и компотом. Верно говорят, хоть монастырская пища и лишена изысков, а тем не менее очень вкусна! А все потому, что стряпают монахи и трудники монастыря с молитвой на устах! Наверняка таких хрустящих сухариков и такого сладкого ягодного компота саракташцы ни разу в жизни не пробовали! Прощаясь, игумен приглашал паломников приезжать снова. «Можно даже какое-то время пожить в монастыре, помолиться, потрудиться во Славу Божию», – сказал батюшка.
Следующей остановкой в поездке по святым местам Башкортостана стал Красноусольск. Многие верующие Уральского края знают о нём как месте явления чудотворного образа Божией Матери «Табынская».
Случилось это приблизительно в 1570-х годах. По легенде иеродиакон Вознесенской пустыни Амвросий, проходя как-то мимо солёного источника, услышал голос: «Возьми Мою икону». Посчитав эти слова искушением, он постарался не обращать на них внимания. Однако на третий день, проходя там же, вновь услышал тот же глас: «Да потщится правоверная братия, богоспасаемой обители прияти Мя во храм Господа Моего». Осмотревшись, монах увидел на большом камне икону Божией Матери. Камень нависал над двумя источниками. Один из них был солёным, а другой совершенно пресным. Амвросий поклонился иконе и побежал в монастырь. Братия с честью и пением принесли икону и поставили её в храме. Но наутро иконы там не оказалось. Стали искать и обнаружили её на монастырских вратах. Монахи вернули икону в храм, но утром она снова была на том же месте. Тогда они построили над вратами часовню, где и стали усердно молится ей.
Место, где явилась икона легко узнать. Это небольшая пещерка с широким входом, по сути, грот, у которого всегда полным-полно верующих. Они ставят свечи и читают акафист Заступнице. По прибытии в Красноусольск направились туда и саракташские паломники.
Поставив свечи и помолившись, они поднялись к расположенному над гротом монастырскому храму Табынской иконы Божией Матери. Церковь эта интересна тем, что там имеются две копии с чудотворного образа иконы Божией Матери Табынской, а также деревянный крест с частицей земли с места, где уничтожали тела святых царственных мучеников (Ганина Яма).
После посещения храма саракташцы отправились купаться. Делать это можно в любом месте реки Усолка, поскольку Святые ключи впадают в неё в нескольких местах! Зимой речка не замерзает, возможно, поэтому там обосновалась стая уток. Пернатые выпрашивают у туристов еду, а в благодарность за трапезу позируют перед фотокамерами. Но большинство туристов и паломников предпочитают все-таки купальни! Они, во имя Отца, Сына и Святаго Духа, трижды окунаются в воду, осеняя себя крестным знамением. Повсюду стоит стойкий запах сероводорода, содержащегося в воде, но это никого не смущает! Напротив, все охотно окунаются, а еще набирают воду в бутылки, видимо, для того чтобы искупать по возвращении домой своих близких!
Набрали с собой воды и саракташцы, а затем двинулись в обратный путь, любуясь из окна автобуса на то, как вечерний закат освещает дремучие леса, завораживающие горные пейзажи, живописные озера, реки и речушки! Хороша ты, земля Башкирская, но своя, Оренбургская, все же лучше!