Warning: Creating default object from empty value in /var/www/stobite1/old.stsobitel.ru/plugins/system/J2top.php on line 87
Официальный сайт Обители Милосердия ::: 21 ноября 2009 г
gototopgototop

21 ноября 2009 г

21 ноября 2009 года – престольный праздник для одного из старейших храмов Оренбуржья, расположенного в селе Красногор Саракташского района.

Знаменитая фраза Чехова стала аксиомой для многих верующих. В том числе и выходцев Саракташской земли, решивших взяться за возрождение храма одной из сильнейших казачьих станиц Оренбуржья – Красногор.

Село Красногор Саракташского района может стать одной из туристических столиц Оренбуржья. У села красивая история появления. Но особенную ценность любой населенный пункт как объект туризма и культуры приобретает, если есть в нем старинный храм. В Красногоре не просто храм, а один из старейших в области. В годы советской власти храм был разрушен и переоборудован под зернохранилище. Но время все расставило по своим местам, и сегодня храм восстанавливается на пожертвования.

- Отсюда родом мои предки, - говорит член попечительского совета по возрождению Красногорского храма, заместитель генерального директора по экономике ООО «Газпром подземремонт Оренбург» Сергей Спешилов. - Моя прабабушка Серединова Матрена Терентьевна была настоящей казачкой - предприимчивая, хозяйственная, мать шестерых детей, и, конечно, верующая. Без веры, церкви казаки не представляли своей жизни.

Сергей Спешилов – один из представителей общественной организации «Саракташское землячество», которую возглавляет небезызвестный Владимир Иванченко. Задача - объединение людей, которые могут принести пользу своей родине на общественных началах. На заседании земляки решают, какому селу Саракташского района нужна та или иная помощь, какое доброе дело они могут сделать. Весной пришли к выводу, что хорошо бы восстановить храм в селе Красногор.

Храм очень важен для духовной жизни любого поселения. Тем более, если учесть, что в округе он единственный.

История этого уникального села неразрывно связана с историей появления Оренбурга, который изначально, в 1734 году строился у устья реки Орь (сейчас это город Орск). Руководил процессом обер-секретарь Сената Иван Кирилов. Спустя три года преемник Кириллова Василий Татищев решил перенести строительство города на Красную гору. Он посчитал, что это место больше подходит для города-крепости.

История гласит, что поселение, названное впоследствии Красногорской Крепостью, основано группой казаков во главе с бывшим атаманом Сакмарского городка Василием Араповым летом 1737 года. 1 августа 1741 года у Красной Горы раздались пушечные выстрелы – привычный ритуал при закладке крепостей и поселений. Сам Татищев был вызван в Петербург, руководство строительством переадресовали генерал-лейтенанту князю Урусову, затем генерал-майору Соймонову. Оба генерала были заняты усмирением башкир, и поэтому работы велись вяло. Уволенного Соймонова сменил тайный советник Иван Неплюев, который посчитал, что Красная гора неудобна для строительства большого города, больше подходит для этого Бердская крепость, в которой он оказался по пути из Самары.

Красная гора - одна из самых больших на этой территории, названа так по красной глине и красному камню. Одно из первых описаний Горы и других соседних гор таково:

«Общий характер местности, окружающей поселок Красногор, гористый. Склоны гор покрыты россыпями красного железняка и красного песчаника, от чего в сухую ясную погоду еще за много верст от поселка горы кажутся залитыми кровью. С 1742 года на Яике укрепилась пограничная линия, которая делилась на дистанции. Гарнизон Красногорской крепости составляли солдаты и казаки, пришедшие с Араповым. А уже спустя шесть лет в 1748 году яицких казаков зачислили в Оренбургское войско и возложили несение пограничной службы.

В 1760 году в Красногороской крепости находились канцелярия и командир дистанции, размещались две драгунских роты. По роте гренадеров и мушкетеров Сергиевского полка, полурота солдат, 50 человек жалованных российских казаков и татар. Жилых домов насчитывалось более 300 . В 1771 году крепость была переведена в ранг рядовых, и численность ее гарнизона сократилась до 223 солдат и казаков. 

Жизнь красногорцев никогда не была спокойной. В начальный период Крестьянской войны крепость была местом действия повстанцев, часть казаков перешли на сторону Емельяна Пугачева. Часто из-за Урала на крепость совершались набеги лазутчиков, которые уводили с собой захваченных красногорцев и продавали на рынках Азии в рабство. Лишь к 1837 году крепость упраздняется и становится казачьей станицей. К этому времени в станице насчитывалось 167 дворов, 966 жителей, из них 460 мужчины. К началу века население составляло около 3000 человек, было открыто станичное училище. Во время гражданской войны наиболее богатые казаки ушли за Дутовым.

Известно, что еще в 1760 году церковь была однопрестольная во имя Воскресения господня. Однако через какое-то время была перестроена, и в воспоминаниях красногорцев за 1890 год говорится, что у церкви появилось еще два престола: Архангела Михаила и Ильи Пророка.
Считается, что именно здесь хранилась Табынская икона Божьей Матери, увезенная в годы гражданской войны войском атамана Дутова в Китай. В связи с тем, что казаки села в ту эпоху разделились на красных и белых, ключи от храма хранились у двух мусульманских семей. По преданию стариков, именно мусульмане, дабы предотвратить кровопролитие в храме, по очереди открывали и закрывали храм.

В 1931 году церковь, как и большинство храмов страны, была закрыта. Возрождение началось весной 2009 года. В восстановительных работах принимают потомственные казаки - представители саракташского землячества и жители Красногор.

Попечительский совет возглавили с духовной стороны протоиерей Николай Стремский, благочинный Саракташского округа, и с мирской Владимир Иванченко. В попечительский совет вошли также заместитель председателя совета Виктор Перевозников– председатель колхоза Красногорский, Владимир Хавилов - до недавнего времени начальник правления ГИБДД области, энергетик Владимир Митин, руководитель фирмы по установке пластиковых окон Сергей Жиров и другие. Священник Обители Милосердия иерей Николая Клигун занялся восстановлением регистрационных документов. Он же провел и первые богослужения. Василий Арефьев – староста прихода, чтобы больше времени посвящать благому делу, даже часто не уходит домой, остается ночевать в храме.

Помогают и друзья попечителей, кто тысячу перечислил, кто 50. Простые красногорцы тоже стараются, кто труд предлагает, кто сэкономленную копейку. Однажды даже пьяный мужик забрел в храм, говорит, «У меня 300 рублей осталось, возьмите в храм, это лучше, чем пропью».  

  

За эти несколько месяцев удалось сделать новую крышу, провести свет. Над алтарями поставили луковицы, установили пластиковые окна, двери, строят котельную и сторожку. Одна из первоочередных задач – отопление.

- Мы все считаем, что надо спешить делать добро. Пока есть возможности, пока есть силы, - единодушны в своем мнении все благотворители.

Министр культуры, внешних и общественных связей Сергей Горшенин тоже считает, что для оренбуржцев этот храм - уникальный памятник, и хорошо бы его восстановить, но не на бюджетные средства. 

- Воскресенская церковь в селе Красногор не признана объектом культурного наследия и не подлежит охране государства, - сообщил министр. - Соответственно средств на его реставрацию государство не выделяет. 

Тем не менее, по мнению министра, село очень ценно для истории края. В рамках реализации областной целевой программы развития туризма разработан туристический маршрут «История основания Оренбургской губернии: Орск – Красногор – Оренбург», проходящий через бывшие казачьи станицы. 

По мнению министра, Красногор обладает потенциалом для развития туризма. Но чтобы раскрыть его, необходимы вложения в само восстановление, создание инфраструктуры благотворителей и инвесторов.

   

 
Православный календарь