Warning: Creating default object from empty value in /var/www/stobite1/old.stsobitel.ru/plugins/system/J2top.php on line 87
Официальный сайт Обители Милосердия ::: БЕСЕДЫ С ПРИХОЖАНАМИ
gototopgototop

БЕСЕДЫ С ПРИХОЖАНАМИ

Почему нас убивают?
Диакон Дионисий Теплов



«И будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Мф.10:22).

Эта статья открывает цикл статей и лекций, посвященных актуальным общественным проблемам, являясь мнением одного человека, не претендует на полноту церковной мысли. Речь пойдет обо все учащающихся убийствах клириков РПЦ.



Самое циничное и возмутительное убийство священнослужителя в России произошло 17 лет назад. Православный священник, проповедник и богослов Александр Мень был убит на дороге от дома к храму. Это преступление стало в современной России одним из первых громких убийств известного человека, пользовавшегося у людей огромным уважением, авторитетом и доверием. Настоятель скромного подмосковного храма был первым православным священником, который публично выступил с проповедью Евангелия на телевидении и в некоторых вузах Москвы.

Расследование этого убийства шло 10 лет, однако правоохранительные органы так и не дали ответа на вопрос, кто убил священника. Дело было закрыто. Были арестованы двое подозреваемых в убийстве о. Александра Меня. Но оба они были признаны невиновными. Согласно официальной версии, священник был убит топором. Несмотря на то, что еще в начале 90-х годов предлагалось исследовать возможность подобного убийства не топором, а саперной лопаткой, сопоставить варианты не удалось. Топор был утерян Московской областной прокуратурой... В прессе звучали версии и о возможной причастности спецслужб к убийству о. Александра Меня. Первое убийство священника за много лет, после репрессий и чисток 30-х годов XX века, всколыхнуло общественное сознание. Множественные экспертизы, журналистские расследования лишь увеличивали вопросы, ответа на которых так и не нашлось. Но начало страшному списку убиенных было положено.

В 1991 году, 2 февраля был убит игумен Серафим (Шлыков). В апреле 1993 года в Оптиной пустыни погибли иеромонах Василий (Росляков) и иноки Трофим (Татарников) и Ферапонт (Пушкарев). Трагедия в Оптиной пустыни и гибель трех монахов произошла от рук безумца, в руках у которого был нож с выгравированным на нем «числом зверя» - 666. В 1996 году в Чечне пропал без вести священник Анатолий Чистоусов. Отец Анатолий был настоятелем Михаило-Архангельского храма города Грозного и благочинным православных церквей Чеченской республики. 29 января 1996 года он был захвачен в плен группой боевиков под командованием Ахмеда Закаева. Затем находился в лагере так называемого «департамента шариатской госбезопасности ЧРИ» в Старом Ачхое, где подвергался пыткам. 14 февраля 1996 года отец Анатолий был расстрелян. Жуткий список пополняется новыми жертвами и по сей день. Последняя жертва в нем датируется 22 августа 2007 года.

Игумен Авенир (в миру - Алексей Юрьевич Смолин, 1978 года рождения), настоятель прихода Вознесения Господня в г. Фурманове Ивановской области, убит в ночь с 21 на 22 августа 2007 года в собственном доме. Тело священника со следами насильственной смерти - множественными колото-резаными ранами - было обнаружено утром 22 августа прихожанками. По предварительным данным, преступление совершили двое ранее судимых мужчин, один из которых был вскоре задержан и дал признательные показания. «В дом к отцу Авениру они пришли для того, чтобы раздобыть денег, но их представление о сказочно богатом священнослужителе оказалось ложным. В итоге налетчики забрали из дома всего лишь несколько сотен рублей, мобильный телефон и одно недорогое золотое украшение», - сообщили в пресс-службе регионального УВД.

Каждый раз, читая сухие строки официальных сводок МВД, поражаешься их однообразной нелепости и скудости. Называя мотивом убийства, как правило, грабеж, разбой, правоохранители почему-то забывают о мотивах, связанных с профессиональной религиозной деятельностью. Ограничиваясь расследованием, поиском и наказанием убийц этого и других аналогичных преступлений, правоохранительные органы не спешат разработать комплекс срочных профилактических мер по защите православных приходов, особенно на селе. Ярким примером бездействия органов МВД является смерть иерея Андрея Николаева, настоятеля храма Святой Троицы в селе Прямухино Кувшиновского района Тверской области, погибшего в ночь с 1 на 2 декабря 2006 года при пожаре в собственном доме в деревне Далекуши того же района. Вместе со священником погибли его супруга Ксения и трое их детей. Имеются сведения, что дом был облит бензином и подожжен. За несколько месяцев до гибели священник обращался в милицию и просил помощи и защиты. По его словам, он был вынужден каждую ночь с ружьем в руках охранять церковь от местных алкоголиков, пытавшихся обворовать храм для приобретения средств на выпивку.

Причины, по которым происходят столь трагичные и ужасающие вещи, к которым мы начинаем привыкать все больше и больше, кроются в самых разных социальных и общественно-политических аспектах нашей жизни. Но основополагающей, на мой взгляд, является до сих пор действующий декрет первых лет после октябрьского переворота 1917 года «Об отделении Церкви от государства». Потеряв поддержку власти, Церковь и вера отнюдь не утратили свой авторитет в глазах прихожан, юридически оставшись сугубым делом каждого. Государство, стремясь ко все большей абсолютности власти и светскости государственного управления и строя, не предусмотрело никакой правовой защиты клирикам РПЦ, да и вообще любому конфессиональному представителю (религиозному деятелю).

Также внушает опасение безразличие законодателей и правоохранительных органов по поводу распространения информации и литературы сатанинской и оккультной направленности в крупных книжных магазинах и Интернете. При беглом просмотре таких сатанинских сайтов и той литературы, музыки и видеоинформации, которую они пропагандируют, становятся понятными участившиеся случаи убийства клириков, грабеж и осквернение храмов и т.д. Подобные сайты, содержащие в себе открытые антихристианские лозунги, проповедь блуда и насилия, нередко прямо призывают к уничтожению христианского духа, культуры, священнослужителей (о влиянии сатанинских форм пропаганды, в частности в рок-музыке, см. в следующих статьях). Чем можно объяснить неприкасаемость организаций (как явных, так и скрытых) антихристианской направленности, все больше укрепляющихся в своей гибельной деятельности, а также упорное замалчивание и утаивание от общественности истинных мотивов и подробностей преступлений?

Только ли жажда наживы толкает отдельных лиц, которых и людьми назвать невозможно, на тягчайшее преступление? Что можно взять с бедного сельского прихода? Ответ очевиден. Только ли государство виновно в убийстве священников? Отчасти, да. Используя Церковь в своих целях, оно сохраняет потребительское отношение, впрочем, как и все остальные среднестатистические прихожане.

В убийствах наших клириков, отцов, батюшек в первую очередь виноваты мы сами. Приходя в храмы по праздникам, принося свои стереотипы и делая скоропалительные выводы в отношении «попов», мы ждем, что они решат наши духовные проблемы, уделят нам внимание и т.д., не отдавая им от себя ровным счетом ничего. А что уж говорить об участии в жизни прихода, об оказании помощи храму и в храме или священнику с семьей. Один Господь ведает, что было бы, прояви мы хоть малую толику внимания. Да, все было бы по-другому. Старчество на Руси перевелось, потому что не стало нужды в старчестве. Священников, которые со временем вполне могли бы, наверное, дойти до такого уровня, а кто знает, может уже и были таковыми, по нашим грехам и безумию Господь также забирает от нас. Чего ждать в будущем? Полного рассеяния Церкви? Да не будет такого!

«На камне созижду Церковь мою, и врата ада не одолеют ея» - сказал Господь («И Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18)). Пока есть еще время, пока есть возможность участвовать в евхаристическом общении, образумьтесь, братие, и покайтесь! Именно общение в полноте Церкви, участие в ее жизни и сопереживание ее внутренним проблемам и нуждам может воспитать внутреннего человека! Очистившись покаянием, умывшись слезами раскаяния, да приступим к Святым Тайнам, и благодать Спасителя нашего умиротворит и воскресит сердца наша.

Ниже приводится поименный список убиенных клириков РПЦ по состоянию на 1 сентября 2007 года для заупокойного поминовения:

протоиерей Александр Мень,

игумен Лазарь (Солнышко),

игумен Серафим (Шлыков),

иерей Петр Боярский,

иеромонах Нестор (Савчук),

священник Анатолий Чистоусов,

архимандрит Петр (Посаднев),

иерей Мануил Бурнацев,

протоиерей Александр Жарков,

священник Георгий Зяблицев,

старообрядческий священноинок Димитрий (Расстегаев),

диакон Олег Спиридонов,

протоиерей Михаил Сацюк,

протоиерей Петр Сухоносов,

протоиерей Борис Пономарев,

иеромонах Григорий (Яковлев),

иеромонах Симеон (Аносов),

иеромонах Александр (Кулаков),

иерей Игорь Розин,

игумен Иона (Ефимов),

иеромонах Нил (Савленков),

иеромонах Исайя (Яковлев),

иеромонах Александр (Тыртышный),

архимандрит Герман (Хапугин),

иерей Андрей Николаев,

иерей Олег Ступичкин,

игумен Авенир (в миру Смолин Алексей Юрьевич, 1978 года рождения).

насельники Оптиной пустыни:

иеромонах Василий (Росляков),

инок Трофим (Татарников),

инок Ферапонт (Пушкарев),

«Вечная память»!




От редакции:

Мы сочли нужным дополнить статью комментарием юриста Свято-Троицкой Обители Милосердия Светланы Савельевой, поскольку, какими бы несовершенными ни были законы, их знание помогает защищать свои интересы.

Статья 105 УК РФ предусматривает квалифицирующий признак убийства в части 2, пункте л) «по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести», и таким образом не нуждается в дополнении.

Статья 282 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Преступление, которое содержит в себе квалификационный состав данной статьи, может быть совершено путем действия, направленного на отношение к религии, о чем сказано в пункте 1 данной статьи. По религиозным мотивам может быть совершено множество преступлений предусмотренных УК РФ: диверсия, терроризм, захват заложника и т.д., просто они не содержат квалифицирующего признака именно по религиозным мотивам, мотив - это элемент состава преступления, его не обязательно конкретно указывать в УК. Причиной того, что убийство священнослужителя не квалифицируют именно по этому признаку, является не законодательство, а обычный человеческий фактор.

Действительно, в Российской Федерации не предусмотрено никакой специальной правовой защиты клирикам РПЦ и религиозным деятелям, как и в любом другом светском государстве. Но каждый гражданин нашего государства, в том числе и священнослужитель, может защищать свои религиозные права, закрепленные в Конституции РФ любыми, не запрещенными законом способами, как, например Александр Леонидович Дворкин.

В ныне действующей Конституции Российской Федерации есть статьи, гарантирующие право на религиозную частную жизнь:



Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.


Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.



Когда верстался номер

В интернете появилось еще одно сообщение на обсуждаемую тему (по информации агентства РБК).

24 ноября 2007 г. в Архангельске неизвестные подожгли дом настоятеля Свято-Ильинского храма Архангельска отца Владимира. Как сообщили РБК в УВД Архангельской области, в результате пожара пострадал священник, который получил ожоги средней степени тяжести. Возбуждено уголовное дело.

По данным следствия, ранним утром в дом священника была брошена бутылка с зажигательной смесью. В это время кроме отца Владимира в доме находилась его семья - жена и дети. Дом священника принадлежит Архангельской и Холмогорской епархи. В результате пожара зданию был нанесен значительный ущерб. В настоящее время ведутся поиски преступников.

К сожалению, это уже далеко не первый инцидент подобного рода. Стоит напомнить, в феврале 2007 г. в Новосибирской области был сожжен дом местного священнослужителя отца Димитрия Сташенко. Во время возгорания в доме находился сам священник, его супруга и четверо детей. В результате дом выгорел полностью, но всем членам семьи удалось выбраться через окно. Пострадал отец Димитрий - спасая жену и детей, он получил обморожение ног. А в декабре прошлого года в селе Прямухино Тверской области были заживо сожжены настоятель Троицкого храма Андрей Николаев, его супруга и трое детей в возрасте от 4 до 10 лет.
 
Православный календарь