Warning: Creating default object from empty value in /var/www/stobite1/old.stsobitel.ru/plugins/system/J2top.php on line 87
Официальный сайт Обители Милосердия ::: В САРАКТАШСКОМ БЛАГОЧИНИИ
gototopgototop

В САРАКТАШСКОМ БЛАГОЧИНИИ

Поездки по благочинному округу
Т. Морозова


В апреле-мае 2007 года по благословению благочинного округа, протоиерея Николая Стремского, протоиерей Сергий Шеломихин, помощник благочинного округа, совершил инспекционную поездку по всем храмам округа. Совместно с фотографом Обители Милосердия были сфотографированы все действующие, реконструируемые и строящиеся храмы и молитвенные дома округа.
В храме в честь Казанской иконы Божией Матери с. Сакмарское было проведено собрание.

 

 

 Вагон-храм в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия»

«Русь святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение!» - такая надпись на вагоне сразу определяет его назначение - вагон-храм. О поездках этого передвижного храма в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия», мы писали в прошлых номерах журнала, и вот теперь, после ремонта, вагон-храм вновь отправился в путь. В воскресенье, 13 мая 2007 года, он остановился на станции Сакмара Южно-Уральской железной дороги. Божественную литургию совершали протоиерей Сергий Шеломихин и иерей Сергий Бадюл.

 Исповедь принимает иерей Сергий Бадюл



Что мешает духовному образованию?

А. Петров, заведующий отделом образования, катехизации и работы с молодежью Саракташского благочинного округа

По благословению благочинного Саракташского округа настоятеля Свято-Троицкой Обители Милосердия протоиерея Николая Стремского с 9 марта по 4 апреля были совершены инспекционные поездки по благочинному округу. Округ включает Саракташский, Сакмарский, Беляевский и Тюльганский районы, где примерно в ста школах учатся около двадцати пяти тысяч детей. В благочинии постоянно служат двадцать пять священников. Поездки по Беляевскому и Тюльганскому районам были совершены совместно с помощником благочинного протоиереем Сергием Шеломихиным.

Цель поездок - переговоры с главами районных отделов образования (РОО) по вопросу введения в школах предмета «Основы православной культуры» (ОПК) и обмен мнениями о трудностях, сопряженных с преподаванием. Были проведены беседы со священнослужителями, главами РОО, а также с директорами общеобразовательных школ Саракташского района в Саракташе, Желтом, Островном, Красногоре, педагогами интерната для детей-сирот в Ташле Тюльганского района.

Примерное содержание курса «Основы православной культуры» в Саракташском благочинном округе принимается согласно Приложению к письму Министерства образования Российской Федерации органам управления образованием субъектов Российской Федерации от 22.10.2002 г. №14-52-876 ин/16.

В Беляевском районе глава РОО благосклонно отозвалась на предложение начать преподавание ОПК в школах района. Более того, она предложила оплачивать факультативы. Причина радушного отношения, которое следует принять, скорее, за исключение, чем за правило, в доброй памяти, которую оставил здесь иерей Александр Азаренков.

 Стенная газета, посвященная работе воскресной школы с. Черный Отрог


В других районах ситуация хуже. Глава РОО Саракташского района высказался в целом за введение в школы факультатива ОПК, однако на уровне школ священникам приходится сталкиваться либо с саботажем, либо с вежливыми отговорками. Директора школ, по крайней мере, в районных центрах, где велики риски получить выговор от районной администрации, ссылаются на отсутствие помещений для преподавания ОПК, говорят о загруженности детей обязательными предметами. В селах же, которые удалены от районных центров, наоборот, приветствуют катехизаторов и приглашают их в школы.

Глава РОО Сакмарского района резко против преподавания в школах ОПК, она утверждает, что этот факультатив возможно проводить только на «нейтральной территории», например, в Доме детского творчества п. Сакмара.

Глава РОО Тюльганского района высказалась в пользу преподавания ОПК в школах, однако она справедливо указала на отсутствие квалифицированных специалистов, преподавателей ОПК. Дело в том, что ОПК - не Закон Божий, а историко-культурологический предмет, и право преподавания предмета ОПК должно по закону подтверждаться специальным сертификатом образовательного учреждения, аккредитованного Московским Патриархатом РПЦ и Министерством образования РФ.

Преподавание ОПК - дело, прежде всего, педагогов, т. е. людей, которые умеют работать с детьми профессионально. И, конечно, в будущем такие педагоги должны быть в каждой школе, даже в тех селах, где нет храмов и своих священников, и каждая школа должна оплачивать педагогам работу с детьми по ставке факультатива. Если государство не пойдет навстречу Церкви, не выделит на преподавание факультатива ОПК финансовые средства, предмет ОПК будет дискредитирован, и серьезного роста уровня преподавания, как в методологии, так и в содержательном отношении, не произойдет.

Введению в школы ОПК мешает и нехватка кадров, и «необязательность», факультативность предмета ОПК, и общая инерция атеистического мышления, и отсутствие единого федерального стандарта преподавания ОПК. Сейчас этот стандарт разрабатывается на базе Самарской Духовной семинарии под контролем игумена Георгия (Шестуна). Однако главная трудность, с которой сталкиваются священнослужители, это совершенная апатия родителей. Именно родители учеников не проявляют никакого интереса к новому факультативу, тем самым голосуют «против» ОПК, а, значит, и против своих детей, не ведающих родства, истории, традиций, самого духа России.

 Помощник благочинного Саракташского округа протоиерей Сергий Шеломихин в школе-интернате с. Ташла Тюльганского района


По мнению священнослужителей и аттестованных для преподавания ОПК мирян основные трудности в деле образования и катехизации жителей благочинного округа по оценке таковы:

1. произвол директоров школ, которые трактуют решение о факультативности предмета ОПК не в пользу Церкви;
2. отсутствие реально воздействующих документов и приказов со стороны Министерства образования РФ;
3. негативное отношение к активности Русской Православной Церкви со стороны чиновников-атеистов.

Для активизации образовательной деятельности в благочинном округе есть следующие предложения:

1. письменно обращаться в районные отделы образования и адресно - в школы с запросом о том, как преподается ОПК (лучше, если обращение будет официальным - со стороны Оренбургской и Бузулукской епархии);
2. готовить и распространять среди молодых жителей современные «Троицкие листки», то есть материалы, имеющие вероучительный характер - озвученные проповеди, фильмы - на дешевых носителях информации (газетная бумага, диски);
3. летом организовывать православные детские лагеря, походы, иные формы совместного отдыха и общения как мирян, так и священнослужителей, привлекать детей из неверующих семей;
4. священнослужителям необходимо совершать регулярные лекционные поездки для выступления перед взрослыми «атеистами», выступать с лекциями перед людьми;
5. рекомендуется создание воскресных школ для взрослых. Основные темы: «Что такое Православие?» и «Православная педагогика»;
6. активизировать работу с центрами внешкольного творчества: спектакли на библейские сюжеты, православная кухня, христианская культура.

Выводы



Основная проблема, стоящая на пути введения в школьную практику предмета ОПК - это проблема родителей. Именно поддержка родителей могла бы переломить ситуацию и обязать руководство школ и глав РОО работать над привлечением в школы специалистов-преподавателей курса ОПК

Проблема родителей - это, в первую очередь, информационная проблема, решение которой позволит со временем решить и другие - организационные, кадровые, методологические - трудности.

Другая проблема заключается в шаблонном восприятии, именно: уроки ОПК должны проводиться непременно в школах. Это не так. Уроки ОПК могут проводиться в любом подходящем помещении - Домах детского творчества, библиотеках, кинотеатрах и т.п. Последнее даже лучше, поскольку позволяет обойти враждебно настроенных чиновников от образования. Если общество не готово к тому, чтобы предмет ОПК преподавался во всех школах, следует искать альтернативы.

Следует особое внимание уделять развитию на приходах библиотек с собранием православных фильмов, проповедей, литературы и тех же курсов ОПК на CD, DVD. Кроме того, самый простой компьютер и проектор позволит заменить множество проповедников, увидеть замечательные проповеди и фильмы, рассказывающие, что такое Православие.





День Победы в казачьей станице
С. Гречушников, сотник Спасского СКО




В станице Спасской Саракташского района, как и по всей России, 9 мая чествовали ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. По благословению благочинного округа, протоиерея Николая Стремского, на празднование Дня Победы в Спасское прибыли казаки Спасского станичного казачьего общества (СКО).

День Победы собрал, наверное, всех станичников - как старых, так и малых. Около пятисот жителей станицы Спасской пришли к памятнику погибшим воинам. Но до 62-й годовщины Победы в станице дожили лишь шестеро принимавших непосредственное участие в боях с фашистами и ковавших эту победу в тылу. Митинг начался с минуты молчания у памятника павшим односельчанам. В стройном ряду, склонив головы, казаки с односельчанами почтили память погибших.

 



После возложения венков к памятнику атаман Спасского станичного казачьего общества есаул Виктор Евгеньевич Стремский сердечно поздравил ветеранов с праздником, поблагодарил их за добытую в боях Победу, за возможность жить и трудиться под мирным небом. Ветеранам были вручены небольшие, но нужные в их нехитром хозяйстве подарки - наборы фаянсовой посуды. Пожилые люди, много пережившие и повидавшие на своем веку, до глубины души были тронуты оказанным им вниманием.


После чествования ветеранов состоялось награждение казаков за успехи в службе юбилейными медалями «15 лет возрождения Оренбургского Казачества», а также был повышен в чине еще один казак. Затем казаки показали ветеранам и всем собравшимся станичникам небольшой праздничный концерт.Цели и задачи проекта:

к оглавлению

 
Православный календарь