Warning: Creating default object from empty value in /var/www/stobite1/old.stsobitel.ru/plugins/system/J2top.php on line 87
Официальный сайт Обители Милосердия ::: В ОБИТЕЛИ МИЛОСЕРДИЯ
gototopgototop

В ОБИТЕЛИ МИЛОСЕРДИЯ

Животворящий Крест
Т. Морозова

По благословению митрополита Оренбургского и Бузулукского Валентина в селе 1-я Александровка 29 декабря 2006 г. совершен чин освящения креста на купол строящегося храма во имя сщмч. Макария Оренбургского. Чин освящения совершал настоятель Свято-Троицкой Обители Милосердия протоиерей Николай Стремский и священнослужители Обители: протоиерей Александр Михайлов, иереи Сергий Котов, Александр Романенко и Сергий Бадюл. На молебне пел хор Оренбургского Епархиального Духовного училища, регент С. Ю. Терпугова. Несмотря на холодную, снежную и ветреную погоду, на торжественное событие в жизни села — освящение креста на купол строящегося храма, собралось довольно много будущих прихожан. Храм возводится на средства уроженца этого села Владимира Александровича Макарова. Строительство ведет Свято-Троицкая Обитель Милосердия в лице эконома Обители Виктора Евгеньевича Стремского и бригадира Габиля Бахан Оглы Мустафаева.

После чина освящения креста, из-за непогоды проведенного в помещении строящегося храма, настоятель Свято-Троицкой Обители Милосердия протоиерей Николай Стремский подробно объяснил суть произносимой при освящении креста молитвы, великое значение оружия, дарованного нам на врагов христиан, видимых и невидимых, - святого животворящего Креста Господня. Вознесенный над селом, этот крест всегда будет побуждать людей к молитве, помогать им и воодушевлять их на добрые дела. И не надо стесняться перекреститься: всякий раз, когда мы проходим мимо храма и видим крест, мы должны, таким образом, запечатлевая на себе крестное знамение, свидетельствовать о том, что мы - христиане, верующие люди, и Господь не посрамит наших упований на Него и Его животворящий Крест, — сказал отец Николай в своей проповеди. После чего все присутствовавшие на чине освящения креста смогли приложиться к нему перед тем, как он был поднят на купол.



Настоятель Обители Милосердия протоиерей Николай Стремский после освящения креста с Владимиром Александровичем Макаровым, на средства которого строится храм (второй справа), Ниной Трофимовной Сгибневой, внучатой племянницей сщмч. Макария, экономом Обители Виктором Евгеньевичем Стремским (первый слева) и строителем купола Вячеславом Михайловичем Коноваловым (второй слева)


«Крест - главный христианский символ. Поклоняясь образу креста, мы видим в нем прежде всего символ Самого Христа и символ того крестного пути, который Он заповедовал нам: „Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною“ (Мк.8:34). Вид креста указывает и на таинство Троицы: своей вертикалью он указует нам на Высочайшего Отца, поперечной перекладиной - на Сына и Святого Духа» («Символика православного храма», интернет-журнал Сретенского монастыря).

Храм во имя сщмч. Макария Оренбургского в селе 1-я Александровка - первый в нашей епархии, возводимый во имя первого и пока единственного новопрославленного священномученика Оренбургской и Бузулукской епархии - одного из тысяч пострадавших в годы безбожной власти. Будущий сщмч. Макарий Оренбургский - протоиерей Макарий Квиткин (1882–1931 гг.) служил в храме села 1-я Александровка с 1920 по 1925 гг. Неподалеку от места строительства храма расположен старый деревянный домик, в котором, по рассказам родственников сщмч. Макария Оренбургского, жила его семья. Домик этот больше похож на сарай, возможно, семья жила в другом доме - каменном, который теперь не сохранился, он был расположен рядом с этим деревянным домиком.

Вновь возводимый храм - каменный, с устремленным в небо куполом. Заложен он был чуть больше года назад - осенью 2005 года. Общая его высота вместе с крестом достигает семнадцати с лишним метров, поэтому для монтажа купола был вызван из Оренбурга специальный автокран с телескопической стрелой. Возможность воспользоваться таким краном была безвозмездно предоставлена руководством ОАО «Оренбурггазпром», за что будущие прихожане храма и священнослужители Обители Милосердия выражают искреннюю благодарность газовикам. В этот день был сильный ветер и снегопад, что, конечно, затрудняло и без того нелегкую работу, но, слава Богу, купол и крест были благополучно водружены. Внутренние отделочные работы в строящемся храме уже завершены, установлены электрические батареи отопления, остается установить иконостас и снабдить храм всей необходимой церковной утварью. Будущие прихожане - жители села 1-я Александровка надеются, что самый радостный и светлый праздник христиан - Пасху Христову этого года они уже будут отмечать в новом храме.


 
Строительство продолжается
Т. Морозова

 
 В строящемся храме в честь Святой Троицы начата роспись стен. Ее ведет артель иконописцев из иконописной школы при Московской Духовной академии г. Сергиев Посад Московской области под руководством Павла Никулина. Артель работает с 2000 года, иконописцы работали в храмах подворья Толгского монастыря (рядом с Ярославлем), поселка Спирово Тверской области, города Ессентуки, города Нарвы, поселка Балтым Свердловской области, а также расписывали часовню в г. Электрозаводске Московской области и иконостасы в различных городах России

Больше года назад — в феврале 2006 года руководитель артели Павел Никулин познакомился с протоиереем Николаем Стремским и побывал в Свято-Троицкой Обители Милосердия п. Саракташ, осмотрел строящийся собор.

Вот что рассказал руководитель артели иконописцев Павел Никулин в специальном интервью для нашего журнала: «Роспись, которой занимается наша артель, ориентирована на византийский стиль середины ХIV века. Она осуществляется немецкими акриловыми красками ведущего европейского производителя. Краски имеют повышенную стойкость к истираемости, такая роспись может прослужить пять-шесть веков, тем более, что сверху роспись будет покрыта специальным защитным составом для укрепления и защиты красок.


Начало стеновой росписи восходит ко временам древней катакомбной церкви. Икону можно перенести в другое место, а роспись — нечто монументальное, вечное, придающее особый смысл всему внутрихрамовому пространству. После IV века, когда власти стали относиться терпимее к христианам, стали возводиться храмы. Их строили с ощущением внутреннего пространства. Роспись придает храму особое значение и располагает к молитве. Так, например, Патриарх Фотий в слове на освящение Фаровской императорской церкви призвал верующих приходить и рассматривать росписи даже вне службы.

Отец Павел Флоренский об иконостасе говорил, что, когда человек молится и смотрит на иконы, то он смотрит на Церковь Небесную, и само пребывание в храме становится другим, чем пребывание в помещении без икон. Это частично относится и к росписи, тем более что, когда святые изображены на стене, то это говорит о непоколебимости святых и событий, изображенных в росписи. Можно символически представить икону как малое, а роспись — большое музыкальное произведение, так же, например, как симфония более полно раскрывает какую-то тему, идею. С росписью изменяется сама атмосфера в храме».

На вопрос, какие чувства испытывает иконописец, Павел Никулин ответил, что самое первое ощущение иконописца это ответственность: «Подбор колера — самое большое нервное напряжение, в процессе работы главное — ощущение красоты и гармонии, и чтобы и ты, и другие почувствовали эту красоту и гармонию. А иногда надо посмотреть на свою работу отрешенным взглядом постороннего наблюдателя, и, конечно же, постоянно сверять работу с канонами, образцами. Это как в музыке, чтобы не было фальшивых нот.

Должна существовать своеобразная иерархия цвета и света, нужно правильно расставить акценты, выделить главное. Иконописец должен направить живописные средства на то, чтобы они линиями и формами рассказывали о святых, чтобы живопись была красивой и ясной и в художественном и в богословском смысле. Внешняя форма и внутреннее содержание должны соответствовать друг другу. Икона, с одной стороны, не должна быть лишена художественной ценности, с другой — не должна мешать молиться. Ведь икона должна служить пробуждению души, а не вызывать игру разума и чувств. Поэтому не должно быть таких композиций, которые могли бы быть спорными, неоднозначными».

Пожелаем мастерам успешной работы, и помощи Божией в их благодатном труде. Роспись Свято-Троицкого собора Обители Милосердия планируется завершить к Пасхе будущего, 2008 года.

 
Символика православного храма
По материалам интернет-журнала Сретенского монастыря «ПРАВОСЛАВИЕ.RU»


Христианский храм — сложный символ, под видом земного приоткрывающий нам неизвестное Горнее. Расположение храма, его архитектура, убранство, система росписи символически выражают то, что непосредственно изобразить невозможно.

Пребывание в храме суть важнейшая сторона сложной духовной работы, это форма духовного развития, это путь через видимое — к невидимому. В храме все подчинено единой цели, храм — это путь к обожению, это священное место, где члены Церкви приобщаются Божественной жизни в таинствах. Поэтому храм — частица грядущего Царствия Божия, предвосхищающая Его пришествие. Одновременно храм — это образ всего Божественного Царства, к которому Церковь ведет весь мир. И, наконец, храм — это мир, вселенная, смысл которой придает соучастие в деле Спасения.

Основные принципы архитектуры храма, его внутреннего устройства и росписи передаются в церковном предании, которое восходит не только к апостолам, но и к закону Ветхого Завета. Уже с IV века символика храма начинает подробно разъясняться.

Сближая Церковь, живой храм Божий, с самим зданием храма, св. Иоанн Златоуст учит, что каждый из верующих и все вместе есть храм, и все народы суть четыре стены, из которых Христос создал единый храм. Также стены, по словам св. Димитрия Ростовского, «толкуются как закон Божий». Содержание стеновых росписей обычно составляют евангельские события земной жизни Христа, Пресвятой Богородицы, апостолов — зримый образ закона Божия, данного христианам в Новом Завете. На стенах также пишутся и образы святых — князей, святителей, мучеников, преподобных, жизнью исполнивших и проповедовавших закон христианской веры. Таким образом, стены храма — это и образ служения Церкви небесной нам, Церкви земной: защита чистоты Православия и соборное молитвенное предстательство о живущих перед Богом.

Общую идею храма выражает иконография его средней части. Здесь изображена Вселенская Христова Церковь в ее совокупности, в ее истории и перспективе — от начала первозданной Церкви до Страшного суда — конца ее бытия — по эпохам.

Вся роспись храма — символ Церкви вечной. Все церковные события, все соучастники церковной жизни размещены на всем пространстве храма, включены в сложную символическую иерархию. На северных и южных стенах храма — изображения Вселенских соборов — важных событий церковной истории.

Западная сторона храма символизирует «страну мертвых» и ад. На этой стороне, как правило, хоронили умерших. Иногда на западной части храма изображались не мрачные образы пророчеств и Страшного суда, а светские сцены забав и игрищ (храм св. Софии в Киеве), которые были напоминанием о неразумной, суетной жизни, ведущей к погибели.

Изучение русского православного храма как явления прекрасного, наиболее открытого миру и воплощающего в себе символы православной веры может стать для ищущего спасения человека ступенью лествицы, возводящей его к Самому Создателю Добра, Любви и Красоты.

(Ред.: Уважаемые читатели! Если материал о символике православного храма вызвал у вас интерес, напишите нам в редакцию, и в последующий номерах нашего журнала мы продолжим более подробный рассказ об этом.)



Возрастать духовно

Накануне новолетия, 29 декабря 2006 года в Свято-Троицкой Обители Милосердия состоялось ежегодное общее собрание сотрудников. Собрание началось общим пением молитвы «Царю небесный». Настоятель Обители Милосердия протоиерей Николай Стремский обратился к собравшимся с проповедью, в которой, в частности, подвел итоги уходящего года и поделился планами на год 2007.

Так, в 2007 году будет начата роспись стен строящегося Свято-Троицкого собора, планируется также расписать стены ремонтируемого сейчас Богоявленского храма и действующего Никольского домового храма. Продвинутся, если Богу будет угодно, при помощи добровольных жертвователей, и работы по реконструкции помещений бывшего фаянсового завода под нужды Епархиального Духовного училища. Через день-два откроет свои двери молящимся храм св. прав. Иоанна Кронштадтского Оренбургского Епархиального Духовного училища на бывшем фаянсовом заводе. Все эти планы нельзя претворить без помощи Божией, а, значит, без наших усердных молитв, к которым и призвал своих сотрудников отец Николай. Особое внимание он обратил на необходимость духовного возрастания сотрудников Обители Милосердия: «Строительство храма внешнего не может происходить без внутреннего строительства храма в наших душах».

Собрание завершилось молитвой «Достойно есть».

 
Праздники

Престольный праздник


31 декабря – престольный праздник в Обители Милосердия – прославление св. прав. Симеона Верхотурского (1694), во имя которого освящен нижний храм Свято-Троицкого собора.

 Накануне вечером и утром в самый день праздника при большом стечении народа богослужения в храме св. прав. Симеона Верхотурского совершал настоятель Свято-Троицкой Обители Милосердия протоиерей Николай Стремский в сослужении всех священнослужителей Обители. За богослужением пели два хора: хор Оренбургского Епархиального Духовного училища (регент – проректор Училища С. Ю. Терпугова) и возрожденный в 2006 году приходской хор (регент – Н. В. Теплова).

  Рождество Христово

Во всех храмах Свято-Троицкой Обители Милосердия прошли праздничные богослужения. 8 января в Православной гимназии им. св. прп. Сергия Радонежского состоялись утренник для малышей и концерт для учеников Гимназии.

 В концерте принимали участие, кроме учеников Православной гимназии и Оренбургского Епархиального Духовного училища, воспитанники Саракташского центра внешкольной работы. Они показали спектакль «Рождественская елочка», выступили со стихами, песням и танцами. После концерта по традиции благотворительности, принятой в Свято-Троицкой Обители Милосердия, всем его участникам и зрителям были розданы сладкие подарки.

Крещение Господне, Богоявление

 

Великое освящение воды в Крещенский сочельник, 18 января 2007 года в Свято-Троицкой Обители Милосердия.


Ищем голоса!
«И глас изыде от престола, глаголющ: пойте Богу нашему вси раби Его и боящиися Его, и малии и велицыи» (Откр.19:5).

Возрожден приходской хор Свято-Троицкой Обители Милосердия. Регент хора — матушка Наталья Владимировна Теплова. Хор был возрожден летом прошлого года по благословению настоятеля Свято-Троицкой Обители Милосердия протоиерея Николая Стремского. Впервые этот хор пел на богослужении праздника Успения Пресвятой Богородицы в августе 2006 года.

Теперь хор поет по пятницам вечером, в субботу утром и на всех воскресных и праздничных службах в храме св. прав. Иоанна Кронштадтского. На сегодня хор еще довольно малочислен и крайне нуждается в певчих. Особенно нужен бас, второй альт, тенор или низкий женский голос. Конечно, для певчих обязательно музыкальное образование, хотя бы начальное. Спевки хора проходят два раза в неделю, но желательно, чтобы певчие занимались и дома, учили ноты. Милостиво просим всех обладающих необходимыми данными и желающих потрудиться в приходском хоре, обращаться к регенту матушке Наталье Тепловой.

«Пойте Богу нашему, пойте пойте Цареви нашему, пойте» (Пс.46:7). «Воскликните Господеви вся земля, воспойте и радуйтеся и пойте» (Пс.97:4).

 
Из истории богослужебного пения

(по материалам статьи «О всесословном участии народа в церковно-богослужебном пении и о порядке этого пения» на сайте www.torgobzor.ru/news104272.html)


Богослужение как Ветхозаветной, так и Новозаветной церкви имеет значение богослужения общественного не в том только смысле, что совершается открыто в собрании верных, но в том особенно, что все присутствующие на нем не остаются лишь зрителями и слушателями, а в самом совершении его принимают известную долю непосредственного участия, например через содействие благолепию богослужения, через участие в церковных церемониях или ходах со священными предметами, через общие поклонения, молитвы, возглашение и общее с клиром всенародное пение и прочее. В частности, относительно общего пения при богослужении учреждениями и исконной практикой церкви твердо установлено следующее: 1) в храмовом пении могут участвовать все способные к тому лица, без различия состояния, возраста и пола; 2) церковное пение, однако, должно проходить в известном установленном порядке.

Церковное пение во все времена истории церкви было не одним обязательным занятием посвященных только на служение в храме лиц, но занятием дозволенным для всех сословий, обоих полов и разных возрастов; при том считалось занятием высоконравственным, почетным. Ни еврейская, ни христианская церковь не предоставляла своего богослужебного пения одним рабам, как это делали некоторые древние языческие народы (например, египтяне, ассирийцы), но в той и в другой, как в составлении церковных напевов, так по возможности, и в исполнении их при богослужении и вне оного участвовали и цари, и их подданные, и высокопоставленные государственные мужи и их подчиненные, великие иерархи церкви, священнослужители и низший клир, а также и масса присутствующего в храме народа: мужчины и женщины, отроки и девы.

Особенно высокое значение и широкое развитие еврейская музыка и пение получают со времени пророка Самуила и преимущественно в школах пророческих. Музыка была необходимою принадлежностью учеников пророческих, то есть лиц не посвященных на служение храму, притом юношей. Существовали и другие народные хоры мужчин и женщин (1 Цар.18:7). Затем Царепророк Давид развил храмовую еврейскую музыку до замечательного для его времени совершенства. Сам он был не только сочинителем псалмов для пения, но и великим составителем напевов и музыкантом, имя которого доселе с благоговением произносится восточными музыкантами. Сам он назначал начальникам хора способ исполнения своих псалмов и напевов, сам даже приготовлял музыкальные инструменты.

В Новозаветной христианской Церкви трех веков пение прежде всего является делом общенародным, доступным каждому. К тому располагали тогда: и всеобщее равенство членов церкви, и тесное общение христианской любви верующих. Общему участию всем в церковном пении не препятствовали тогда ни его сложность и искусственность, которых тогда еще не было, ни даже инструментальное сопровождение пения, отвергнутое церковью, как чувственное и неразумное, не соответствующее христианскому духовному богослужению. Первым и живым примером общего пения в церкви апостольской было пение Иисуса Христа и апостолов на Тайной Вечери: и воспевше изыдоша в гору Елеонскую (Мф.26:30). По чудесном избавлении из темницы апостола Петра и Иоанна, все собрание верующих вместе с апостолами единодушно возвысило глас благодарственной молитвы к Богу (Деян.4:24–30).

Попеременное или антифонное пение, установленное первоначально в Антиохийской церкви ее епископом святым Игнатием Богоносцем († 107 год), по подражанию пению ангелов, воспевающих Святую Троицу, состояло в переменном исполнении одного и того же песнопения по частям, то есть по стихам, или же строфам, двумя клиросами или вообще двумя поющими сторонами. Обычай такого пения сохраняется в православной церкви и доныне.

Но в IV же веке для церковных певцов из мирян последовали и некоторые ограничения. Определенный чин церковного пения, желание преградить доступ в церковно-богослужебную практику элементов чуждых духа церкви (например приемов театральных и еретических) и прекратить некоторые беспорядки со стороны чтецов и певцов из мирян, расположили некоторых пастырей церкви учредить особые церковные степени клиросных чтецов и певцов, каковое учреждение с IV века признано необходимым и во всех церквах. О певцах, как особой степени клира, не раз упоминается уже в правилах апостольских (правила 25, 27, 43). Певцы поставлялись в свое служение малым посвящением и особою молитвою.

По умирении церкви от внешних гонений торжественные случаи христианского богослужения и присутствие на нем высших слоев общества вызвали в городах потребность в улучшении церковного пения и в заведении особых певческих хоров или ликов. Улучшение пения требовалось не менее того и для ограждения православных от увлечения пением еретиков, обративших словесное и музыкальное искусство на погибель душ человеческих, а также и от увлечения сценическим искусством пения языческого театра. Первым учредителем хорового церковного пения должно считать святого Иоанна Златоустого. Действуя против ариан, он ввел клир особых певцов для совершения Всенощного Бдения и молебных пений, а конечно и для пения на литургии, установил хиромонию и знаки нотописи. О хоровых песнопениях упоминается также в житии Порфирия епископа Газзского († 420 год), писанном в X веке. При императоре Юстиниане в Софийском храме Константинополя было 25 певцов. Певцы при совершении Литургии упоминаются в деяниях Константинопольского Собора 536 года.


Путешествующим спутешествуй!
Подготовлено по материалам оренбургских интернет-сайтов

В Оренбурге 25 января 2007 года состоялось открытие после реконструкции здания железнодорожного вокзала. По приглашению руководства Оренбургского отделения Южно-Уральской железной дороги настоятель Свято-Троицкой Обители Милосердия протоиерей Николай Стремский освятил помещения реконструированного здания.

В красочно оформленном зале вокзала состоялся молебен. Под высокими сводами звонко звучало пение девочек семейного хора, руководила которым Анастасия Бадюл.

У Оренбургского отделения Южно-Уральской железной дороги и Свято-Троицкой Обители Милосердия – дружеские связи. Начинать всякое доброе дело с молитвы – это давняя благочестивая христианская, традиция, и хорошо, что руководство Оренбургского отделения Южно-Уральской железной дороги следует этой традиции. Тем более, что, отправляясь в дорогу, любой православный человек прежде всего сотворит молитву, призовет помощь Божию: «…спутника Ангела Твоего рабом Твоим ныне, якоже Товии иногда, посли сохраняюща…». Было бы прекрасно, если бы все отправляющиеся в дорогу люди никогда не забывали о благодатной силе молитвы…

Реконструкция вокзала шла три года. Теперь здесь смогут обслуживать в два раза больше пассажиров, чем это было раньше. Серьезные изменения появились в техническом оснащении вокзала, он оборудован современными системами видеонаблюдения.

Оренбургский вокзал – памятник архитектуры федерального значения и один из старейших на Южно-Уральской железной дороге – в ходе реконструкции сохранил свой первозданный облик.

Настоятелем Свято-Троицкой Обители Милосердия протоиереем Николаем Стремским была подарена Иверская икона Божией Матери, которая должна быть помещена на самое почетное место железнодорожного вокзала.


Молитва о путешествующих

Господи Иисусе Христе Боже наш, истинный и живый путю, состранствовати мнимому Твоему отцу Иосифу и Пречистой Ти Деве Матери во Египет изволивый, и Луце и Клеопе во Еммаус спутешествовавый! И ныне смиренно молим Тя, Владыко Пресвятый, и рабом Твоим сим Твоею благодатию спутешествуй. И якоже рабу Твоему Товии, Ангела-хранителя и наставника посли, сохраняюща и избавляюща их от всякаго злаго обстояния видимых и невидимых врагов, и ко исполнению заповедей Твоих наставляюща, мирно же и благополучно и здраво препровождающа, и паки цело и безмятежно возвращающа; и даждь им все благое свое намерение ко благоугождению Твоему благополучно в славу Твою исполнити. Твое бо есть, еже миловати и спасати нас, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Тропарь, глас 2

Путь и истина сый, Христе, спутника Ангела Твоего рабом Твоим ныне, якоже Товии иногда, посли сохраняюща, и невредимых, к славе Твоей, от всякаго зла во всяком благополучии соблюдающа, молитвами Богородицы, Едино Человеколюбче.


Кондак, глас 2

Луце и Клеопе во Еммаус спутешествовавый, Спасе, сшествуй и ныне рабом Твоим, путешествовати хотящим, от всякаго избавляя их злаго обстояния: вся бо Ты, яко Человеколюбец, можеши хотяй.

 
Православный календарь